Теперь несколько слов о том, что важно учесть при работе на маркетплейсах кроме закупочной стоимости товара. В любом бизнесе, будь то торговля, строительство или другая отрасль, понятие «себестоимость» включает в себя не только закупочную цену товаров (материалов, комплектующих и др.). К затратам относятся также сопутствующие расходы: аренда производственного или складского помещения и офиса, зарплата сотрудников и налоговые отчисления, расходы на доставку, комиссии маркетплейсов и комиссионеров, амортизация оборудования и многое другое. Иными словами, если говорить о ритейле, себестоимость равна закупочной цене товара плюс полные издержки.
Считаем полные издержки при продажах на маркетплейсах Это ключевой фактор при расчете прибыли на маркетплейсах. Если учесть их неверно, в конце отчетного периода может оказаться, что все это время вы торговали в минус. Причем как показывает практика издержек в онлайн-торговле может быть даже больше, чем в офлайне, как бы парадоксально это не звучало.
Комиссия площадки Все маркетплейсы берут плату за размещение. Она не учитывает хранение на складе, логистику, упаковку и так далее. Вы платите только за то, что маркетплейс привел вам покупателя. Размер зависит от конкретного маркетплейса и категории товара: на WB это будет 19%, на Ozon — от 4 до 20, на ЯндексМаркете — от 2 до 9 и так далее.
Логистика Затраты на грузоперевозки складывается из двух частей: доставка товара на ваш склад и доставка с вашего склада на склад маркетплейса. Если ваши поставщики привезут бесплатно — значит, это нулевая статья расходов. Но за доставку на маркетплейс все равно придется платить или нести издержки самостоятельно. Суммы зависят от удаленности склада, объема партии, частоты поставок и других факторов. В среднем на логистику стоит заложить от 3 до 5 процентов стоимости товара.
Сборы маркетплейса Онлайн-площадки берут комиссию за хранение, упаковку и сборку товара, а также доставку до покупателя. Цена зависит от конкретного маркетплейса. Например, WB берет базовую цену, умноженную на коэффициент, зависящий от габаритов. На Ozon цена зависит только от габаритов, а на Яндекс. Маркете она фиксированная и составляет 50 рублей за единицу товара.
Дополнительные сборы маркетплейсов Оплатить комиссию, хранение товара и его доставку до покупателя придется оплатить в любом случае. Но есть сборы, которые нельзя спрогнозировать:
- Штрафы и Обработка возвратов.
- Издержки маркетплейса (работа с обезличкой, браком, приведение товара в соответствие с нормами, издержки по искам третьих лиц и так далее).
- Порча товара при транспортировке и доставке.
- Утеря товара и Другие издержки.
На эти вещи можно смело закладывать до 5 процентов стоимости. Цифру можно скорректировать позже, когда появится аналитика по штрафам, возвратам и так далее.
Налоги Зависят от организационно-правовой формы и режима налогообложения.
- Самозанятые граждане платят в бюджет 6% дохода.
- ИП и юрлица на УСН — 6 от выручки или 15 процентов от доходов (продажи минус закупка и все затраты, но не менее 1% выручки), в зависимости от формы налогообложения.
Как правило для работы с маркетплейсами поставщики выбирают режим УСН — «Доходы минус расходы».
Налоги тоже нужно учесть до начала продаж и вести их учет по мере продаж, иначе ваша радость от хорошей прибыли улетучится в конце первого же налогового периода, когда окажется, что львиную долю заработанного нужно отдать государству.
Продвижение и реклама Работа на маркетплейсах часто требует и дополнительных затрат «на продвижение», без учета которых расчет будет неполным. Это может быть и контекстная реклама (ее можно запустить прямо на карточку товара), продажи через блогеров, реклама в соцсетях.
Скидки Нужно заложить скидки в расходы по двум причинам: первая — оставить себе место для маневра, чтобы снизить цену, если товар не пойдет. Вторая — некоторые маркетплейсы, например «Вайлдберриз», заставляют участвовать в различных акциях и давать скидки принудительно. Если рентабельность и так на пределе, после таких скидок можно уйти в минус.
Зарплата сотрудников Это если вы используете наемный труд. Допустим, вы платите каждому сотруднику минималку МРОТ — 12 792 рубля. Кроме этого, нужно платить следующие налоги и сборы: НДФЛ — 13%, ПФР — 22%, ФСС — 2,9% и ФОМС — 5,1%. Мы посчитали: каждый работник обойдется вам в 18 292 рубля 56 копеек. И это если речь идет только о МРОТ. Фонд оплаты труда тоже надо учесть при ценообразовании расчете прибыли и рентабельности.
Планируем конкурентную цену и прибыль Итак, мы знаем величину расходов и издержек, известна закупочная стоимость товара. Можно определять продажную конкурентную цену. Как мы писали выше, для успешных продаж она должна быть не выше, а лучше бы и меньше, чем у конкурентов: ведь фактор цены — главный для успешных продаж.
Пример: Определяем продажную цену товара Себестоимость товара — 1000 рублей, полная величина издержек и накладных расходов (в том числе непредвиденных) — еще 1000 рублей. У конкурентов такой товар стоит 3500 рублей, значит можно делать наценку в 100% — 1000 рублей для продаж на 500 рублей дешевле, чем у конкурентов. Она и будет равна в этом примере чистой прибыли, планируемой к получению с одной продажи.