Маркетплейсы
Интеграции
Решения
Услуги
Репрайсер
Тарифы
Блог

Маркетплейсы 2023: Прибыль или Убыток?

У вас уже пройден этап запуска продаж на маркетплейсах, обучены сотрудники, налажены обмены остатками и ценами и ежедневно идут отгрузки на Ozon и Wildberries?
Или вы еще в самом начале начале этого пути?

Но всех нас, селлеров на маркетплейсах объединяет одно — мы не планируем отгрузки на маркеты как «процесс ради процесса», нам нужно четкое понимание сколько мы зарабатываем, а может быть и теряем в этом бесконечном забеге с «акулами капитализма», диктующим нам свои условия…

Опытные селлеры уже столкнулись с тем, что понять истинную маржинальность по каждому заказу или товару, а тем более оценить свой реальный финансовый результат продаж на маркетплейсах — весьма непростая задача.
Действительно, осложняющих факторов немало. Среди них:
  • Отчеты от всех маркетплейсов — в разных форматах и становятся доступны селлерам для скачивания с задержкой и в разные даты
  • Тарифы комиссий и удержаний у всех площадок могут существенно отличаться, в связи с чем маржинальность продаж одного и того же товара (или заказа) на разных площадках (с учетом возвратов, брака, логистики и др.) может быть как в плюс так и в минус
  • Комиссии, удержания, плата за допуслуги площадок, штрафы, компенсации, брак, возвраты — все это выставляется «селлеру» по факту и заранее сложно прогнозируются
  • Нет готового инструмента (или хотя бы шаблона в EXCEL), в который можно было бы загрузить закупочную стоимость, комиссии и удержания маркетплейсов, транспортные и складские затраты, оплату персонала, бухгалтерию, налоги с продаж и получить реальную оценку маржинальности каждого товара и финрезультата своего бизнеса на маркетплейсах за отчетный месяц
Из общения с нашими клиентами мы, сотрудники Huckster, пришли к парадоксальному для нас выводу — более половины селлеров не имеют разумной оценки прибыльности своей деятельности на маркетплейсах, не понимают пройдена ли точка безубыточности в этом месяце при их фактическом уровне продаж или нет, какой из товаров или бренд целиком следует снять из продаж в связи с его недостаточной маржинальностью.
Некоторые селлеры орентируются просто на денежный поток — если они успевают оплачивать закупку, выплачивать зарплаты и долги вендорам и поставщикам критически не растут — то вроде можно и продолжать… Такой подход, к сожалению, обусловлен не просто слабой финансовой грамотностью части из наших предпринимателей, но и сложностью получения и обработки информации от маркетплейсов для оценки маржинальности, фактической прибыли или убытка.

Что же можно предпринять в такой непростой ситуации?
Во-первых, научиться выгружать из отчетов маркетплейсов по каждому из своих кабинетов по всем площадкам информацию по всем комиссиям, удержаниям, штрафам, компенсациям, причем получать эти данные необходимо по каждому заказу (пусть даже еще и неоплаченному). Знание этих данных еще не позволяет оценить маржинальность продаж, но без этого не получится сделать следующий шаг к оценке прибыльности бизнеса на маркетплейсах.

Во-вторых, научиться выгружать в карточку каждого товара его фактическую закупочную стоимость. Только в этом случае можно будет вплотную подойти к оценке реальной маржинальности каждого заказа или товара. В случае если такая выгрузка данных из учетной системы (1С/Мой склад) за отчетный период технически затруднена — можно, конечно упростить себе задачу, например, считая что скидка от РЦ от поставщика товара и есть та разница между закупкой и продажей и для оценки прибыльности этого будет достаточно. Но для более точной оценки имеет смысл потратить время и усилия для загрузки реальной фактической стоимости закупок.

И, наконец, оценить свои косвенные затраты, непосредственно связанные с продажами на маркетплейсах. Перечень таких затрат в каждом конкретном случае в зависимости от структуры и масштаба бизнеса может немного отличаться, но в любом случае следует учесть складские и логистические затраты, упаковку, зарплату персонала по работе с маркетплейсами (с отчислениями в ФСС и ПФ), сисадмина, бухгалтерию. Зная косвенные затраты (за месяц по факту или среднемесячную цифру усредненно) мы теперь можем распределить их по одной из известных методик позаказно или потоварно, например, пропорционально сумме продаж данного товара за период. В результате мы получим и оценку итогового финансового результата своего бизнеса на маркетплейсах и понимание того, какой из товаров продается ниже порогового уровня рентабельности, не подходит для продаж на маркетплейсах и с ним надо что-то делать… Остается только вычесть налоги — и вот ваша чистая прибыль или, к сожалению, фактический убыток…

Не следует конечно забывать, что убыток может иметь место и при маржинальных товарах, но при недостаточном объеме продаж, когда валовая прибыль просто не перекрывает сумму косвенных затрат, т. е. как говорят финансисты «не пройдена точка безубыточности».

В заключение — несколько слов о правильной методике распределения косвенных затрат. Есть такое мнение — сколько существует на свете финансовых директоров и главных бухгалтеров — столько будет и методик распределения косвенных затрат. Действительно, методику распределения можно совершенствовать и настраивать под свой бизнес сколько угодно, но это лучше уже делать после того как получена первая реальная оценка доходности вашего бизнеса.

Описанная выше технология оценки маржинальности и прибыльности бизнеса для площадок Ozon и Wildberries реализована Командой Huckster в новом Финансовом модуле сервиса автоматизации продаж «Единое окно на все маркетплейсы». Мы работаем над тем, чтобы в ближайшее время расширить этот функционал и на другие площадки.

С уважением,
Команда Huckster
Huckster - автоматизация и сопровождение торговли на 10 маркетплейсах
Остались вопросы?
Закажите обратный звонок и наш менеджер свяжется с вами
Отправляя данные, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности