Во-первых, научиться выгружать из отчетов маркетплейсов по каждому из своих кабинетов по всем площадкам информацию по всем комиссиям, удержаниям, штрафам, компенсациям, причем получать эти данные необходимо по каждому заказу (пусть даже еще и неоплаченному). Знание этих данных еще не позволяет оценить маржинальность продаж, но без этого не получится сделать следующий шаг к оценке прибыльности бизнеса на маркетплейсах.
Во-вторых, научиться выгружать в карточку каждого товара его фактическую закупочную стоимость. Только в этом случае можно будет вплотную подойти к оценке реальной маржинальности каждого заказа или товара. В случае если такая выгрузка данных из учетной системы (1С/Мой склад) за отчетный период технически затруднена — можно, конечно упростить себе задачу, например, считая что скидка от РЦ от поставщика товара и есть та разница между закупкой и продажей и для оценки прибыльности этого будет достаточно. Но для более точной оценки имеет смысл потратить время и усилия для загрузки реальной фактической стоимости закупок.
И, наконец, оценить свои косвенные затраты, непосредственно связанные с продажами на маркетплейсах. Перечень таких затрат в каждом конкретном случае в зависимости от структуры и масштаба бизнеса может немного отличаться, но в любом случае следует учесть складские и логистические затраты, упаковку, зарплату персонала по работе с маркетплейсами (с отчислениями в ФСС и ПФ), сисадмина, бухгалтерию. Зная косвенные затраты (за месяц по факту или среднемесячную цифру усредненно) мы теперь можем распределить их по одной из известных методик позаказно или потоварно, например, пропорционально сумме продаж данного товара за период. В результате мы получим и оценку итогового финансового результата своего бизнеса на маркетплейсах и понимание того, какой из товаров продается ниже порогового уровня рентабельности, не подходит для продаж на маркетплейсах и с ним надо что-то делать… Остается только вычесть налоги — и вот ваша чистая прибыль или, к сожалению, фактический убыток…
Не следует конечно забывать, что убыток может иметь место и при маржинальных товарах, но при недостаточном объеме продаж, когда валовая прибыль просто не перекрывает сумму косвенных затрат, т. е. как говорят финансисты «не пройдена точка безубыточности».
В заключение — несколько слов о правильной методике распределения косвенных затрат. Есть такое мнение — сколько существует на свете финансовых директоров и главных бухгалтеров — столько будет и методик распределения косвенных затрат. Действительно, методику распределения можно совершенствовать и настраивать под свой бизнес сколько угодно, но это лучше уже делать после того как получена первая реальная оценка доходности вашего бизнеса.
Описанная выше технология оценки маржинальности и прибыльности бизнеса для площадок Ozon и Wildberries реализована Командой Huckster в новом Финансовом модуле сервиса автоматизации продаж «Единое окно на все маркетплейсы». Мы работаем над тем, чтобы в ближайшее время расширить этот функционал и на другие площадки.
С уважением,
Команда Huckster