2.Оценка Чистой выручки или Кэшбэка.
Значительно упрощенный вариант получения иного, но вполне информативного показателя, который можно использовать для оценки того, перекрывают ли продажи товара по текущей цене себестоимость плюс косвенные расходы селлера продемонстрируем на простом примере.
Пусть цена, указанная в карточке проданного на маркете товара, - 1000 руб. Вычитаем из 1000 руб все комиссии и издержки, которые удержит маркетплейс, например, 350 руб. В распоряжении селлера остается уже только 650 руб. Для упрощения можно считать, что эту сумму площадка должна выплатить селлеру, если не случится возврата товара или отказа покупателя от покупки после заказа. Условно назовем этот показатель Чистая выручка или Кэшбэк. Справедливости ради стоит отметить, что это не совсем та сумма, которую селлер может получить на свой расчетный счет. Дело в том, что площадка может еще по итогам отчетного периода (как правило, календарный месяц) удержать затраты на рекламу, на премиум подписку, начислить штрафы и т.д. Поэтому для более реальной оценки Чистой выручки имеет смысл заложить в расчет еще возможные потери, например, в размере 5 % от розничной цены, т.е. 50 руб. Итого получаем 600 руб.
Очевидно, что селлеру необходимо перекрыть этой суммой все свои затраты на закупку товара и все косвенные расходы, отнесенные на этот товар. Но разнесение косвенных затрат можно рассчитать только по итогам месяца, зная объем продаж конкретного товара и общий объем продаж за месяц. А в текущий момент, зная цену закупки товара, например, 400 руб, можно определить маржинальность в руб. или %: 600 руб - 400 руб = 200 руб или 200 руб/400 руб*100%=50%.
Таким образом, мы получаем упрощенную и быструю оценку текущей юнит-экономики по каждому товару.
Еще раз отметим, что после учета и распределения косвенных затрат за месяц (склад, логистика, упаковка, налоги и др.) конечная фактическая маржинальность для селлера может быть существенно ниже 50 %, а в случае недостижения нужного объема продаж за месяц для прохождения «точки безубыточности» (т е когда маржинальность не перекрывает все расходы селлера), этот показатель может даже иметь отрицательные значения.